Рассмотрим околонаучно варианты проявления Его Величества Сопротивления. И поскольку проявляться Оно может на всех этапах взаимодействия, начнём сначала.
1) Клиент обращается к Вам с целью записаться на консультацию. По телефону или сообщением. И тщательно расспрашивает Вас: о методе, в котором Вы работаете (как будто он сам специалист, ха), «а как всё проходит, а то я первый раз?», об образовании, а то ещё и диплом спросит. А зачем? Ведь он Вас уже выбрал, изучил наверняка доступную информацию, посоветовался со знакомыми. «Ну, как зачем, — говорит клиент, — тщательный отбор: подходит, не подходит». А по каким критериям? Интересно, рационализация относится к сопротивлению?
2) Клиент приходит и спрашивает:
— С чего начать?
И у нас возникает вопрос: а ты зачем сюда пришёл? Но мы понимаем, что человек невольно старается хоть на чуть-чуть оттянуть момент начала разговора о болезненном, возможно, постыдном, ну уж точно не о приятном. И тогда мы говорим:
— Вы можете начать с любого места: хоть сначала, хоть с конца.
А если человек очень структурированный, то:
— Давайте по порядку.
А если очень быстрый, то:
— Можно прямо к сути.
А если очень тревожный, то:
— Вы можете рассказать только то, что считаете нужным, а что считаете ненужным рассказать, можете скрыть.
И т.д. То есть мы даём клиенту степень свободы, которая ему нужна.
3) Клиент в процессе консультации может начать думать что-то о Вас, что нормально, и спрашивать что-то о Вас, что тоже нормально, если не отвлекает от основного процесса.
4) Или, например, клиент возвращается вновь и вновь к одной и той же теме и задаёт одни и те же вопросы, на которые, казалось бы, уже нашёл ответы и даже принял их.
5) Или, например, клиент выискивает ошибки в Вашей работе, указывает на них, говорит Вам, как надо правильно делать, критикует, спорит.
6) А некоторые специалисты считают, что быстрое безоговорочное согласие со всем, что Вы говорите, тоже проявление сопротивления, потому что превращает терапию в ничего не меняющий «бреющий полёт».
7) Клиент сообщает, что из-за перемен в его поведении, созданных Вашей терапией, у него испортились отношения с близкими.
8) Клиент платит и платит, ходит и ходит, лишь бы не потерять Вас и в Вашем лице кого-то ещё.
9) «А что я буду делать вместо симптома, когда вылечусь?» — явно или неявно спрашивает себя и Вас клиент.
10) Ощущение неконгруэнтности у терапевта во время консультации — вроде всё нормально и ничего явного, но что-то, блин, какая-то неловкость, что может указывать на неконгруэнтность клиента.
11) Вы задаёте вопрос, а клиент раз за разом говорит: «Я не знаю». Или того интересней: «Вы скажите, вы ж психолог».
12) Клиент отвлекается на телефон, даже вежливо извиняясь и ссылаясь на важность.
В процессе работы степень сопротивления может меняться. Вне зависимости от метода, в котором Вы работаете. Но в зависимости от совпадения или несовпадения мировоззрений Вашего и клиента, стиля и тактики терапии, ожиданий клиента и их оправданности и т.п. много чего ещё.
А полезным бывает и даже спасает порой взглянуть на сопротивление следующим образом.
Так называемое сопротивление клиента терапии — это крик определённой части его личности о помощи, нужной именно этой части.