КАК ПСИХОЛОГУ ОБХОДИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ КЛИЕНТА
Сопротивление — это трудность. Это наша боль. Это противодействие клиента самому себе — и специалисту — в получении того, зачем он к нам обратился.

О как нелогично! Да. Было бы логично — не обратился бы. Может, это Сопротивление его и привело? Оно же внутренний конфликт. А зачем бы пришёл человек к нам, не будь у него внутреннего конфликта?
Рассмотрим околонаучно варианты проявления Его Величества Сопротивления. И поскольку проявляться Оно может на всех этапах взаимодействия, начнём сначала.

1) Клиент обращается к Вам с целью записаться на консультацию. По телефону или сообщением. И тщательно расспрашивает Вас: о методе, в котором Вы работаете (как будто он сам специалист, ха), «а как всё проходит, а то я первый раз?», об образовании, а то ещё и диплом спросит. А зачем? Ведь он Вас уже выбрал, изучил наверняка доступную информацию, посоветовался со знакомыми. «Ну, как зачем, — говорит клиент, — тщательный отбор: подходит, не подходит». А по каким критериям? Интересно, рационализация относится к сопротивлению?

2) Клиент приходит и спрашивает:
— С чего начать?

И у нас возникает вопрос: а ты зачем сюда пришёл? Но мы понимаем, что человек невольно старается хоть на чуть-чуть оттянуть момент начала разговора о болезненном, возможно, постыдном, ну уж точно не о приятном. И тогда мы говорим:
— Вы можете начать с любого места: хоть сначала, хоть с конца.

А если человек очень структурированный, то:
— Давайте по порядку.

А если очень быстрый, то:
— Можно прямо к сути.

А если очень тревожный, то:
— Вы можете рассказать только то, что считаете нужным, а что считаете ненужным рассказать, можете скрыть.

И т.д. То есть мы даём клиенту степень свободы, которая ему нужна.

3) Клиент в процессе консультации может начать думать что-то о Вас, что нормально, и спрашивать что-то о Вас, что тоже нормально, если не отвлекает от основного процесса.

4) Или, например, клиент возвращается вновь и вновь к одной и той же теме и задаёт одни и те же вопросы, на которые, казалось бы, уже нашёл ответы и даже принял их.

5) Или, например, клиент выискивает ошибки в Вашей работе, указывает на них, говорит Вам, как надо правильно делать, критикует, спорит.

6) А некоторые специалисты считают, что быстрое безоговорочное согласие со всем, что Вы говорите, тоже проявление сопротивления, потому что превращает терапию в ничего не меняющий «бреющий полёт».

7) Клиент сообщает, что из-за перемен в его поведении, созданных Вашей терапией, у него испортились отношения с близкими.

8) Клиент платит и платит, ходит и ходит, лишь бы не потерять Вас и в Вашем лице кого-то ещё.

9) «А что я буду делать вместо симптома, когда вылечусь?» — явно или неявно спрашивает себя и Вас клиент.

10) Ощущение неконгруэнтности у терапевта во время консультации — вроде всё нормально и ничего явного, но что-то, блин, какая-то неловкость, что может указывать на неконгруэнтность клиента.

11) Вы задаёте вопрос, а клиент раз за разом говорит: «Я не знаю». Или того интересней: «Вы скажите, вы ж психолог».

12) Клиент отвлекается на телефон, даже вежливо извиняясь и ссылаясь на важность.

В процессе работы степень сопротивления может меняться. Вне зависимости от метода, в котором Вы работаете. Но в зависимости от совпадения или несовпадения мировоззрений Вашего и клиента, стиля и тактики терапии, ожиданий клиента и их оправданности и т.п. много чего ещё.

А полезным бывает и даже спасает порой взглянуть на сопротивление следующим образом.

Так называемое сопротивление клиента терапии — это крик определённой части его личности о помощи, нужной именно этой части.
Для «пущего эпатажу» сказать бы: никакого сопротивления не существует, в чём Вы, коллега, сейчас убедитесь. Но! Давайте представим, что сопротивление изменениям со стороны клиента всё-таки существует. И представляет собой некую часть личности человека, желающую человеку добра.

Нас не интересует происхождение этой «сопротивляющейся» части и причины её появления. Нас интересуют лишь её намерения, желания, страхи, потребности. То есть нам надо с этой якобы сопротивляющейся частью установить связь, понять её и помочь клиенту договориться с ней. О как много всего в этом процессе полезного клиенту «случается»!

Суть работы с сопротивлением, — говоря словами Психотерапевтической Энциклопедии Б.Д.Карвасарского, — в том, чтобы помочь клиенту осмыслить и преодолеть свои неосознаваемые усилия вовлечь психотерапевта в «невротические манёвры» и избежать его влияния.

Всё сходится: когда мы работаем с частями, как сказано выше, мы как бы — как бы! — отдаём долю ответственности «сопротивляющейся» части и помогаем человеку взглянуть на неё со стороны, что придаёт некую «объективность, которая излечивает», — как говорил Милтон Эриксон.
А что делали великие наши предшественники с этим сопротивлением?

В психоанализе терапевт указывает на отдельные действия пациента, направленные против анализа — тем самым устанавливая связь с «сопротивляющейся» частью.

Райх связывал сопротивление с «телесной бронёй» и потому устанавливал связь с «сопротивляющейся» частью прямым телесным воздействием.

Гроф в трансперсональной психотерапии устанавливал связь с помощью психоделических препаратов, дыхательных практик.

Эриксон использовал эту часть для пользы клиенту по «принципу утилизации».

Перлс наблюдал невербальные проявления этой части и просил преувеличить их.

В личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова используется «конфронтация» — столкновение пациента с самим собой — то есть со своими частями, в том числе с «сопротивляющейся» изменениям.

Куда ни посмотри, а везде — одно. Какой подход ни возьми — все работают с частями. С частями личности. Где главная задача — согласование разобщённых частей.

А это и есть суть нового наивно-невинного взгляда на психотерапию, который называется с лёгкой руки вашего покорного слуги — Единая Модель Сознания (ЕМС). О котором расскажу дальше.
Жмите на кнопку, и мы идём дальше! Описание ЕМС на следующей странице...
Made on
Tilda