ЛУЧШИЙ МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ

Это не
эклектика — механическое соединение частей (толковый словарь).

И даже не интеграция — объединение частей в гармоничное полезное целое (толковый словарь).

Это даже НЕ синергизм — содружественное соединение, взаимно усиливающее действие частей для наилучшего результата, где 1+1 больше чем 2 (толковый словарь).

Это Эмерджентность(!) — неожиданное возникновение свойства у системы, которое не присуще её частям по отдельности (толковый словарь).

И когда мы говорим о лучшем методе психотерапии, то части — это отдельные техники, методы, подходы, сплав которых даёт (или не даёт) то, чего невозможно даже предвидеть на старте.

Волшебство. Чудо. Вот это ОНО. Философский камень. Пятый элемент. Эликсир жизни. Да ладно мифы. Просто то — чего не может быть.

Эмерджентность. А Вы, уважаемый коллега, можете это, если перестанете плутать в западнях теорий, основанных на предположениях, а не на сенсорных наблюдениях происходящего в действительности.
Когда я разговариваю с коллегой-психологом на супервизии об этом, ОНО становится переворотом сознания, озарением, сменой парадигмы, профессиональным просветлением, инсайтом.
Немного истории, — личной и моих и Ваших коллег, с которыми нам посчастливилось учиться в чудесном месте. Практически «хогвартс» 90-х.
Как я уже сказал выше, руководил нашим обучением Макаров Виктор Викторович — кому уважение и благодарность наши поистине безграничны!

Макаров Виктор Викторович — Президент Азиатской Федерации Психотерапии, Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов», вице-президент Всемирного Совета по психотерапии и заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессор. Москва, Россия.

Посчастливилось нам в том, что на нас ставили эксперимент.

В обычном медицинском вузе, начиная с третьего курса, мы изучали ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО психологию, психотерапию, психиатрию (возможно, поэтому я иногда смотрю фильмы про маньяков).

Конечно, поскольку вуз медицинский, несколько необходимых для диплома врача дисциплин в программе были сохранены (ох, и доставалось этим уважаемым преподавателям от нас, но об этом позже).

Но 16 часов в сутки без выходных и праздников (по нашей же инициативе) — психология, психотерапия, психиатрия (возможно, поэтому я иногда смотрю фильмы про маньяков), благо база располагала.

Когда мы изучали, то преподавали нам ВСЁ! И если мы говорим сейчас о методах психотерапии — то преподавали нам все возможные методы из обоснованных. И преподавали те, кого сегодня почитают звёздами и по чьим учебникам теперь учатся. При чём преподавали на нас самих. То есть мы и были объектами для демонстрации.
Лирическое отступление

Как меня угораздило попасть сюда, где двое молодых студентов — оба мужского пола, хотя там были разные — слетели с катушек и уволились от этого экспериментально-медицинского «хогвартса» (один в психушку, второй после пережитого острого психотического эпизода из-за нагрузок на лечебный факультет)?

Так я в 11 лет прочитал, аккуратно подсунутую папой (зачем-то), книгу Владимира Леви и сказал:

— Я буду вот этим.

Психотерапевтом то есть.

Вскоре после этого прочтения, а я тогда занимался спортом дзюдо и был великим спортсменом (я всю жизнь был кто-нибудь великий — то спортсмен, всё-таки Мастер Спорта СССР, то психотер всея Руси, как сказала одна пьяная красавица в ночном баре), так вот, как великий спортсмен в свои 11 лет я должен был посещать баню раз в неделю. Для восстановления. В составе команды. Под руководством тренера. И я посещал. Но поскольку ресурсы команды были тщедушны (это уже позже я МС и ресурсы потолще), то баню мы посещали общественную.

В этом полумраке парилки тренер, вполне светский чел даже в голом виде — а в бане все равны — разговорился с другим голым челом. Я, естественно, подслушивал. Тот голый чел, не тренер, по моему детскому взору, был удивительно схож с фотографией Владимира Леви на обороте его книжки: тот же овал лица, та же причёска, глаза и бородка. И в их взрослом разговоре я понял, что он психиатр.

О Боже. Вот так совпало. На мой детский ум он был чудаковат, нелеп и говорил нелепости. Тренер весело и светски смеялся. Таким образом, моё детское сознание умозаключило, что я не только читал Леви, но и видел его в бане.
Так вот. Когда мы учились, нам преподавали ВСЁ. Мы были в восторге. И мы метались:

— О! Вот он! Любимый метод психотерапии!

Потом:

— О, нет. Это не он! Вот это — он — любимый метод психотерапии!

А потом:

— Слышь, нет, вот этот…

В течение одной недели учёбы мы становились гештальтистами, энэлпистами, гипнотизёрами, экзистенциалистами, роджерианцами, эриксоновцами, юнгианцами, телесниками, психоаналитиками, когнитивистами, дыхунами, символдраматистами, психодраматистами, адлерианцами, психосинтетиками, бихевиористами, и кем только мы не становились в течении одной недели, потому что занятия по каждому направлению шли своей чередой, сменяя одно другое, к ним добавлялись новые, мы испытывали их применение на себе, пробовали друг на друге. И метались. Одно было лучше других. И как только тебе казалось, что вот она — гавань твоя тихая! и ты нашёл своё — появлялось что-то ещё очаровательнее предыдущего.

Мы искали любимый метод психотерапии.

Нам повезло искать вот так — в этом спрессованном во временном промежутке насыщенном информационном потоке. Сейчас так не получится. Уйдёт много времени и много денег.

И, получается, нам повезло. В чём? Найти любимый метод психотерапии? (А у каждого, кто хотел, уже после первого года обучения были свои клиенты; я хотел, но об этом позже.)
Мы даже обзывали, по-дружески, по-студенчески, друг друга, когда видели, что коллега залип на очередной «лучший» метод психотерапии больше чем на неделю:

— Э, психоаналитик, ты чё…

Или:

— Экзистенциал, подь сюды…

А в ответ:

— Да не, я уже не он, я гештальтист…

Или в адрес вон тех уважаемых преподавателей общих медицинских дисциплин, о которых было выше:

— Слышь, гипнотизёр, — это к одногруппнику, увлечённому на этой неделе гипнозом, — загипнотизируй препода.

Или:

— Энэлпист, грузани, чтоб домашку не спросили.

Хулиганство, порождённое ощущением элитарности. Ложным, естественно.

Я тоже увлекался и там и сям. Учился у дочери великого Милтона Эриксона — Бэтти Элис Эриксон. Потом выпячивал грудь пару недель.
Всё это безобразие, точнее, многообразие спасло от главной ошибки — застревание в одном методе.
Ну вот пример из жизни:

— Я изучала два года гештальт (2! — ого, гештальтистка!), заплатила много(!) денег, работаю 5 лет в этом подходе.

Я знаю, и она знает, что это не работает для всех, и потому спрашиваю об этом. А она:

— Ну да, иногда не работает…

Но это её «смирение» не смирение, а незнание. И страх. Типа, ну куда я щас пойду ещё учиться, кучу лет, кучу денег, кучу практики на освоение? А потом выясниться, что и ещё один метод плюсом к моему не решает всего? Фиаско? Зачем?

— Ну-у, — говорю тогда я, — если вы как повар умеете кофе-и-омлет, и вас всё устраивает, то я не в претензии, потому что у меня больше работы и больше чек. Но нам с вами, коллега, не по пути.
Помню свою первую клиентку (я говорил выше, что после первого года обучения, уже были свои клиенты). Возможно, вам, коллега, покажется знакомым это чувство:

— И что мне делать с ней?! — руки к вискам и никаких ответов.

То есть я испугался! «Я не знаю, что делать с этой конкретной клиенткой!»

От страха я вспомнил одну технику, на которую решил опереться. Хорошо, что она оказалась масштабируема. Эта техника в смысле. В процессе её масштабирования мне стали приходить новые идеи.

Это случилось результатом вталкивания и втискивания ранее в мою студенческую голову десятков разнообразных методов психотерапии, ни один из которых не был любимым и лучшим. И тогда я понял, что не они решают.

Это спасало от второго страха:

— Если я хочу больше клиентов, но боюсь с этим одним-единственным конкретным, то как?!

И далее от третьего страха всей жизни:

— И как я стану Волшебником, у которого нет ни колпака, ни плаща, ни волшебной палочки, ни даже лысины, которым мечтал стать с детства, а есть только страхи?!

Об этих трёх страхах далее расскажу подробнее в отдельном видео.
По прошествии тридцати лет эти страхи остались, только трансформировались. Они ключ зажигания для нужного состояния перед каждой встречей с новым клиентом. Такой разговор с самим собой:

— А что я буду делать и как я с этим справлюсь?

— Не знаю.

— И чё?!

— Ничё. Ввяжемся и посмотрим. Сделаем что-нибудь очередное удивительное, от чего афигеем сами.

— Аа…

Кстати говоря для завершения истории о моей первой клиентке, моя работа с ней увенчалась последующим рентгеном, на котором не обнаружилось новообразование в горле, обнаруженное предыдущим рентгеном. Мне повезло (чего и вам желаю).

И я понял, что:
  • пользоваться заученной техникой — хорошо
  • работать в зазубренном «любимом» методе — хорошо
  • сочетать пару-тройку методов — да хорошо!
  • создавать индивидуальный подход конкретному клиенту — да вот прямо супер хорошо!
  • и самое хорошо дальше всего предыдущего — создавать Эмерджентность — неожиданно возникающее свойство — по сути Волшебство

То, чего и сам не всегда можешь объяснить. Но знаешь, как к этому прийти. Знаешь.

Коллега, Вы тоже сможете заставить Вашу психотерапию работать. Работать на Вас. На результат Вашего клиента. На Ваш доход.
Жмите на синюю кнопку, и мы идём дальше! На следующей странице обещанное видео о трёх главных страхах психолога-психотерапевта...
Made on
Tilda